Методы и приемы обучения на индивидуальных занятиях при работе с глухими и слабослышащими детьми
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащегося в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач (образовательных, воспитательных, коррекционных, развивающих).
Метод обучения – это способ достижения задачи, совокупность приёмов и операций, используемых для достижения задачи.
Приём – это элемент того или иного метода.
Приёмы обучения – составные компоненты методов, с помощью которых решаются конкретные задачи, ведущие к достижению основной цели.
Общедидактические методы, используемые на занятиях по ФП и РСВ.
Репродуктивные методы: беседа; пересказ; чтение учителя и ученика; рассматривание иллюстраций; действие по макету или конструктивной картине; составление картинного плана; выделение выразительных слов.
Творческие методы: отгадывание и составление загадок; решение ребусов и кроссвордов; чтение по ролям; составление и ведение диалогов; самостоятельные рассказы о прочитанном; составление предложений по картине, схеме, опорным словам; работа с деформированным текстом; инсценирование сказок; придумывание слов на заданный звук; дополнение слога до слова.
Эвристические методы: выразительное чтение наизусть ранее изученных стихотворений; озаглавливание текстов, поданных на слух.
Практический метод: выполнение поручений, составление и дополнение предложений и т.д.
Методы стимулирования и мотивации учения.
Методы контроля и самоконтроля.
Игра.
Артметод (игротерапия, сказкотерапия, применение музыкальных средств - музыкотерапия).
Специфические методы обучения произношению:
- Аналитико-синтетический (Единицами обучения являются целые слова и фразы. При этом ведётся работа и над такими элементами речи, как слоги и фонемы).
- Концентрический (В основу положена закономерность усвоения произносительной стороны речи нормально слышащим ребёнком, которая заключается в том, что не доступные ему для точного фонетического восприятия слова он произносит в течение известного периода времени приближенно). Сущность излагаемого метода заключается в том, что первоначальное обучение произношению глухих, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, первый из которых совпадет с подготовительным классом, а второй охватывает I и II классы. В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах лишь 17 основных фонем. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные п, т, к, ф, с. ш, х, в, м, н, л (l), р. Эти звуки достаточно чётко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками (табл.).
Основные фонемы (звуки) |
а |
о |
у |
э |
и |
п |
т |
к |
ф |
с |
ш |
х |
в |
l |
р |
м |
н |
Заменяемые фонемы (звуки) |
|
|
|
|
ы й
|
п' б б' |
т' д д' |
к' г г' |
ф' |
с' з з' ц |
щ ж ч
|
х' |
в' |
л л' |
р' |
м' |
н' |
В соответствии с представленной таблицей дети должны с самого начала точно произносить такие состоящие из основных звуков слова, как, например, платок, стакан, упал. Вместе с тем слова, включающие заменяемые звуки, например дай, спасибо, мяч, могут временно произноситься детьми приближённо: тай, спасипо, маш.
К концу третьей учебной четверти в подготовительном классе дети усваивают все основные звуки и приобретают тем самым возможность произносить в рамках сокращённой системы фонем любые слова независимо от их звукового состава. В I и во II классах ведётся систематическая работа по уточнению произношения слов. В речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы).
- Полисенсорный (Выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. Сюда же относятся приборы, пособия, модели, схематические изображения, учебные кинофильмы, приборы для тактильно-вибрационного восприятия, оптически отображающие речевые процессы, а также шпатель, зонды для пассивного приведения речевых органов в нужное положение).
- Методы формирования правильного чтения.
- Методы формирования сознательного чтения.
- Методы формирования выразительного чтения.
Нетрадиционные методы обучение:
Метод опор (средство развития памяти, логики, пространственного воображения).
Метод бесконфликтности учения (открытый учёт знаний, выполнение заданий с учётом индивидуального и дифференцированного подхода).
Самоанализ (взаимоконтроль и самоконтроль учащихся).
Метод личностного подхода (снятие чувства страха у учащихся, вселение уверенности в силы уч-ся, оценивание каждого ученика на каждом уроке).
Приёмы формирования произносительных навыков (постановки и коррекции звуков):
I приём – подражание, осуществляемое
а) на слуховой основе (ребёнок слушает и воспроизводит, подражая учителю, который предлагает образец (звуки, слоги, слова, ритмы, предложения) за экраном);
б) на зрительной основе (ребёнок смотрит на движения органов артикуляционного аппарата учителя при произнесении им звуков речи, и воспроизводит, подражая учителю);
в) на слухо-зрительной основе (используется зрительный и слуховой анализатор, ученик слушает учителя и одновременно видит его артикуляцию);
г) на тактильно-вибрационной основе в сочетании со слуховым и зрительным восприятием (прикладывая руку, ребёнок ощущает вибрацию гортани, щёк, крыльев носа или сильную (холодную, тёплую, прерывистую) струю выдыхаемого воздуха.
II приём – механический (например, использование логопедических зондов при постановке звуков для отодвигания языка, образования щели, нажим на диафрагму при работе над дыханием, нажим на кадык при склонности ребёнка к фальцету).
III способ – смешанный (использование подражания и механического воздействия одновременно, например, при постановке звука Г предлагаем произнести звук Д, прикладываем руку ребёнка к гортани и верхней части груди, он будет ощущать их вибрацию, одновременно отодвигаем язык зондом вглубь рта, образуя горку).
IV приём – фонетическая ритмика (используется при постановке и автоматизации звуков).
V приём – дирижирование (используется при работе над словом для выделения словесного ударения; при работе над фразой для выделения логического ударения, при работе над слитностью произнесения слов и фраз).
VI приём – дактилирование (удерживание звуко-буквенного состава слов).
Приёмы формирования правильного чтения:
- чтение труднопроизносимых слов;
- чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения;
- различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;
- чтение текста по предложениям, частям, целиком;
- предварительный звуковой и слоговой анализ слова;
- выяснение значения слова;
- специальная обработка текста до его чтения (нотирование);
- многократное чтение текста в различных вариантах.
Приёмы формирования сознательного чтения:
- аналитическое чтение;
- беседа по содержанию прочитанного;
- показ действий персонажа по аппликации, макету;
- выборочное чтение по заданной теме;
- сопоставление текста с иллюстрацией, художественной картиной;
- проведение словарно-стилистических упражнений.
Приёмы формирования выразительного чтения:
- прослушивание образцов выразительного чтения;
- различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;
- различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;
- упражнения в тренировке техники чтения: чтение предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;
- ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;
- чтение по ролям;
- заучивание наизусть;
- коллективная декламация.
Приёмы предъявления материала на уроках по РСВ
- Предъявление речевой единицы на слух глобально и по частям.
- Предъявление речевого материала для различения с предварительной слухо-зрительной тренировкой и без неё.
- Предъявление учащимся для воспроизведения на слух речевого материала, включавшегося в слуховую тренировку ранее, т.е. для опознания этого речевого материала.
- Предъявление речевого материала, не включавшегося ранее в специальную тренировку для восприятия на слух. Этот способ основной.
- Работа на голое ухо.
- Вытягивание расстояния.
- Работа с полуэкраном.
Второй способ может применяться в самом начале обучения, а впоследствии, он применяется как вспомогательный.
Классификация форм обучения
- 1. по месту работы
школьные внешкольные
(в классе, лаборатории, (домашняя, учебная работа
мастерской) экскурсии)
- с учётом временных рамок проведения
классные внеклассные
- в зависимости от характера коммуникативной
деятельности
фронтальная индивидуальная групповая форма
одновременное самостоятельно обучения
выполнение общих выполняет, без общее задание
заданий всеми помощи учеников выполняют все дети.
учащимися класса и учителя
Основными формами организации работы по обучению произношению служат
- специальные индивидуальные занятия по ФП;
- ежедневные речевые (фонетические) зарядки;
- работа над произношением на общеобразовательных уроках, в слуховом кабинете, на музыкально-ритмических занятиях и во внеклассное время.
Основными формами организации работы по развитию слухового восприятия служат
- специальные индивидуальные занятия по РСВ;
- групповые занятия по РСВ;
- работа по РСВ на общеобразовательных уроках, в слуховом кабинете, на музыкально-ритмических занятиях и во внеклассное время.