Сайт учителя КГБОУ "Минусинская школа- интернат"

Методы и приемы обучения на индивидуальных занятиях при работе с глухими и слабослышащими детьми

  Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащегося  в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач (образовательных, воспитательных, коррекционных, развивающих).

 

  Метод  обучения – это способ достижения задачи, совокупность приёмов и операций, используемых для достижения задачи.

 

  Приём – это элемент того или иного метода.

  Приёмы обучения – составные компоненты методов, с помощью которых решаются конкретные задачи, ведущие к достижению основной цели.

 

Общедидактические методы, используемые на занятиях по ФП и РСВ.

 

 Репродуктивные методы: беседа; пересказ; чтение учителя и ученика; рассматривание иллюстраций; действие по макету или конструктивной картине; составление картинного плана; выделение выразительных слов.

 Творческие методы: отгадывание и составление загадок; решение ребусов и кроссвордов; чтение по ролям; составление и ведение диалогов; самостоятельные рассказы о прочитанном; составление предложений по картине, схеме, опорным словам; работа с деформированным текстом; инсценирование сказок; придумывание слов на заданный  звук; дополнение слога до слова.

  Эвристические методы: выразительное чтение наизусть ранее изученных стихотворений; озаглавливание текстов, поданных на слух.

  Практический метод: выполнение поручений, составление и дополнение предложений и т.д.

  Методы стимулирования и мотивации учения.

  Методы контроля и самоконтроля.

 Игра.

 Артметод (игротерапия, сказкотерапия, применение музыкальных средств - музыкотерапия).

 

 

Специфические методы обучения произношению:

 

  1. Аналитико-синтетический (Единицами обучения являются целые слова и фразы. При этом ведётся работа и над такими элементами речи, как слоги и фонемы).

 

  1. Концентрический (В основу положена закономерность усвоения произносительной стороны речи нормально слышащим ребёнком, которая заключается в том, что не доступные ему для точного фонетического восприятия слова он произносит  в течение известного периода времени приближенно). Сущность излагаемого метода заключается в том, что первоначальное обучение произношению глухих, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, первый из которых совпадет с подготовительным классом, а второй охватывает I и II классы. В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах лишь 17 основных фонем. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные  п, т, к, ф, с. ш, х, в, м, н, л (l), р. Эти звуки достаточно чётко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками (табл.).

 

 

Основные фонемы

(звуки)

а

о

у

э

и

п

т

к

ф

с

ш

х

в

l

р

м

н

Заменяемые фонемы

(звуки)

 

 

 

 

ы

й

 

п'

б

б'

т'

д

д'

к'

г

г'

ф'

с'

з

з'

ц

щ

ж

ч

 

х'

в'

л

л'

р'

м'

н'

 

      В соответствии с представленной таблицей дети должны с самого начала точно  произносить такие состоящие из основных звуков слова, как, например, платок, стакан, упал. Вместе с тем слова, включающие заменяемые звуки, например дай, спасибо, мяч, могут временно произноситься детьми приближённо: тай, спасипо, маш.

  К концу третьей  учебной четверти в подготовительном классе дети усваивают все основные звуки и приобретают тем самым возможность произносить в рамках сокращённой системы фонем любые слова независимо от их звукового состава. В I и во II классах ведётся систематическая работа по уточнению произношения слов. В речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы).

 

  1. Полисенсорный (Выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. Сюда же относятся приборы, пособия, модели, схематические изображения, учебные кинофильмы, приборы для тактильно-вибрационного восприятия, оптически отображающие речевые процессы, а также шпатель, зонды для пассивного приведения речевых органов в нужное положение).

 

  1. Методы формирования правильного чтения.
  2. Методы формирования сознательного чтения.
  3. Методы формирования выразительного чтения.

Нетрадиционные методы обучение:

 

Метод опор (средство развития памяти, логики, пространственного воображения).

Метод бесконфликтности учения (открытый учёт знаний, выполнение заданий с учётом индивидуального и дифференцированного подхода).

Самоанализ (взаимоконтроль и самоконтроль учащихся).

Метод личностного подхода (снятие чувства страха у учащихся, вселение уверенности в силы уч-ся, оценивание каждого ученика на каждом уроке).

 

Приёмы формирования произносительных навыков (постановки и коррекции звуков):

 

I приём – подражание,  осуществляемое

  а) на слуховой основе (ребёнок слушает и воспроизводит, подражая учителю, который предлагает образец (звуки, слоги, слова, ритмы, предложения) за экраном);

  б) на зрительной основе (ребёнок смотрит на движения органов артикуляционного аппарата учителя при произнесении им звуков речи, и воспроизводит, подражая учителю);

  в) на слухо-зрительной основе (используется зрительный и слуховой анализатор, ученик слушает учителя и одновременно видит его артикуляцию);

  г) на тактильно-вибрационной основе в сочетании со слуховым и зрительным восприятием (прикладывая руку, ребёнок ощущает вибрацию гортани, щёк, крыльев носа или сильную (холодную, тёплую, прерывистую) струю выдыхаемого воздуха.

 

II приём  – механический (например, использование логопедических зондов при постановке звуков для отодвигания языка, образования щели, нажим на диафрагму при работе над дыханием, нажим на кадык при склонности ребёнка к фальцету).

 

III способ – смешанный (использование подражания и механического воздействия одновременно, например, при постановке звука Г предлагаем произнести звук Д, прикладываем руку ребёнка к гортани и верхней части груди, он будет ощущать их вибрацию, одновременно отодвигаем язык зондом вглубь рта, образуя горку).

 

IV приём – фонетическая ритмика (используется при постановке  и автоматизации звуков).

 

V приём – дирижирование (используется при работе над словом для выделения словесного ударения; при работе над фразой для выделения  логического ударения, при работе над слитностью произнесения слов и фраз).

 

VI приём – дактилирование (удерживание звуко-буквенного состава слов).

 

Приёмы формирования правильного чтения:

  • чтение труднопроизносимых слов;
  • чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения;
  • различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;
  • чтение текста по предложениям, частям, целиком;
  • предварительный звуковой и слоговой анализ слова;
  • выяснение значения слова;
  • специальная обработка текста до его чтения (нотирование);
  • многократное чтение текста в различных вариантах.

 

Приёмы формирования сознательного чтения:

  • аналитическое чтение;
  • беседа по содержанию прочитанного;
  • показ действий персонажа по аппликации, макету;
  • выборочное чтение по заданной теме;
  • сопоставление текста с иллюстрацией, художественной картиной;
  • проведение словарно-стилистических упражнений.

 

Приёмы формирования выразительного чтения:

  • прослушивание образцов выразительного чтения;
  • различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;
  • различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;
  • упражнения в тренировке техники чтения: чтение предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;
  • ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;
  • чтение по ролям;
  • заучивание наизусть;
  • коллективная декламация.

 

 

 Приёмы предъявления материала на уроках по РСВ

 

  1. Предъявление речевой единицы на слух глобально и по частям.
  2. Предъявление речевого материала для различения с предварительной слухо-зрительной тренировкой и без неё.
  3. Предъявление учащимся для воспроизведения на слух речевого материала, включавшегося в слуховую тренировку ранее, т.е. для опознания этого речевого материала.
  4. Предъявление речевого материала, не включавшегося ранее в специальную тренировку для восприятия на слух. Этот способ основной.
  5. Работа на голое ухо.
  6. Вытягивание расстояния.
  7. Работа с полуэкраном.

 

 Второй способ может применяться в самом начале обучения, а впоследствии,  он применяется как вспомогательный.

 

 

 

Классификация форм обучения

 

  1.  1.   по месту работы

школьные                                                      внешкольные

(в классе, лаборатории,                               (домашняя, учебная работа

 мастерской)                                                  экскурсии)

 

  1. с учётом временных рамок проведения

 классные                                                                       внеклассные

     

  1.       в зависимости от характера коммуникативной                 

                деятельности

 

фронтальная                     индивидуальная            групповая форма

одновременное                самостоятельно               обучения

выполнение общих          выполняет, без                общее задание

заданий всеми                 помощи учеников           выполняют все дети.

учащимися класса           и учителя

 

 

 Основными формами организации работы по обучению произношению служат

  • специальные индивидуальные занятия по ФП;
  • ежедневные речевые (фонетические) зарядки;
  • работа над произношением на общеобразовательных уроках, в слуховом кабинете, на музыкально-ритмических занятиях и во внеклассное время.

 

 

Основными    формами организации работы по развитию слухового восприятия служат

  • специальные индивидуальные занятия по РСВ;
  • групповые занятия по РСВ;
  • работа по РСВ на общеобразовательных уроках, в слуховом кабинете, на музыкально-ритмических занятиях и во внеклассное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: